Джаз и Танец


Музыка в целом и джаз в частности прочно связаны с танцем. 

Одним из наиболее существенных элементов африканской культуры была ее полиритмическая природа, которая нашла выражение в танце. Несомненно, именно она сильнее всего повлияла на то, что мы сегодня считаем национальным американским стилем танца во всех его бесчисленных проявлениях. 


Задолго до начала XX века, когда появился джаз, различные танцевальные шаги, берущие своё начало на плантациях и вокруг них, стали формами выражения для белых, которые повторяли движения рабов, при этом блаженно не подозревая о том, сколь сильна в этих танцах степень пародийности.

Рэгтайм с его точечными ритмами и новыми полиритмическими способами синкопирования позволил танцующим начать уклоняться от прежних акцентов, которые до тех пор приходились на сильную долю. В конечном итоге это привело к ровному свингу 4/4 более поздних танцевальных стилей, в которых танцующие могли акцентировать любую часть музыкальной фразы по собственному желанию. Танец был единственной социальной средой, в которой мужчинам и женщинами разрешалось прикасаться друг к другу, и в начале XX века наблюдалось постепенное разрушение различных традиций, которые до того момента предписывали избегать физического контакта при совместном танце. Здесь прослеживается непосредственная связь между музыкальными и танцевальными стилями и тем, что они воплощали в моральном смысле.

Здесь посмотрите отрывок из "How To Dance Through Time"  о танцах эпохи рэгтайм (1910-1920):

Торки Трот [Turkey Trot] и Банни Хаг [Bunny Hug]
Кризис разразился в 1910-х годах, когда популярность приобрели «животные» танцы. Первым в моду вошёл танец Торки Трот [Turkey Trot], в котором танцоры понимали руки, имитируя раздраженную индюшку. Некоторые из его вариаций – например, Банни Хаг [Bunny Hug], – позволяли участниками извиваться и трястись довольно дерзким для того времени образом. Естественно, это привело к негодованию в прессе и церкви, что лишь сделало эти танцы более популярными.


Касл Уок [Castle Walk]
Именно в попытке «совладать» с этим жанром Вернон и Айрин Касл [Vernon and Irene Castle] в 1914 году создали танец Касл Уок [Castle Walk]. Музыкальным директором Каслов стал чернокожий Джеймс Риз Юроп [James Reese Europe], уже приобретший известность в качестве нью-йоркского дирижера и руководителя джаз-бэнда. Супруги также наняли композитора Форда Дэбни [Ford Dabney], и между собой эти двое создали музыкальный стиль касл.

Чарльстон [Charleston]
Чарльстон [Charleston], написанный Джеймсом П. Джонсоном [James P. Johnson] в 1923 году, произвёл настоящий фурор, и до сих пор именно этот танец первым делом приходит на ум при упоминании Века джаза 1920-х годов. И снова лишь особое синкопирование музыки – в данном случае опережение сильной доли – сделало танец настолько же провокационным, как и сама музыка. Среди большинства коллег Джонсона выделяло его желание не только сочетать рэгтайм и европейскую классику, но ещё и включить в музыку «кричащие» танцы («shout» dance), которые он наблюдал в детстве. В те времена (а в какой-то степени и сегодня) фактически каждое афроамериканское сообщество, независимо от своего местоположения, имело прямую связь со своим Южным наследием. В своём родном Нью-Джерси Джонсон наблюдал за тем, как жители Виржинии танцевали и пели, и это произвело на него неизгладимое впечатление. В результате получился ритмический динамизм, позднее названный «свингом», на основании которого Луи Армстронг строил свои радикальные трансформации. Это стало ещё одним публичным доказательством того, что многие из популярных развлечений пришли прямиком из быта и творчества негров.

Танцы 1920-ых, включая Charleston, Peabody, Turkey Trot и другие 
смотрите на слудующем видео:

Линди Хоп [Lindy Hop] 
Наиболее инновационным и влиятельным джазовым танцем среди возникших в середине 20-х годов, стал Линди Хоп [Lindy Hop] (названный в честь знаменитого трансатлантического перелёта Чарльза Линдберга), созданный Джорджем «Шорти» Сноуденом [George “Shorty” Snowden], любимцем танцевального зала в гарлемском «Савое».


Годы спустя танцор и первый джазовый критик Роджер Прайор Додж [Roger Pryor Dodge] (который поставил и исполнил несколько танцев в сотрудничестве с трубачом из Эллингтона Джеймсом «Баббером» Майли [James “Bubber” Miley]), написал о том, что представлял из себя Линди Хоп:

«Линди Хоп – это единственный танец, в котором одновременно присутствуют перекрёстные ритмы и более двух размеров одновременно. Кроме шагов, синхронизированных с музыкальными фразами, в Линди есть также шаги, пересекающие ритм музыки таким же образом, как при полиритме. И если многие из перекрёстных ритмов, возможных в фокстроте, используются из-за бесцельного блуждания танцоров, то в Линди присутствие перекрёстных ритмов использовалось для точности шагов»

Со всем множеством прочно интегрированных шагов – в танце «ведомой» паре необходимо разделяться – мы имеем популярный танец, в который пришло множество вариаций, например, девиационный стиль джиттербага, отстранённое отношение, созданное боп-музыкой в песне Apple Jack, или рок-н-ролл, охвативший всю страну.

В середине 1930-х годов такими танцорами, как Фрэнки Мэннинг [Frankie Manning] и Норма Миллер [Norma Miller] в Линди были внесены некоторые из наиболее значительных изменений, что повлекло за собой целую череду танцевальных лихорадок национального масштаба. В интервью Кена Бернса с Мэннингом и Миллер вы можете прочитать отчёт о танцах в «Савое» от первого лица.


Ещё двое танцоров из более ранней эпохи, которых Додж называет мастерами прошлого, — это Эрл «Змеиные Бёдра» Такер [Earl “Snake Hips” Tucker] (который мог заставить всё своё тело вибрировать, как желе, в полном согласии с ритмом) и Ананиас Берри [Ananias Berry] – один из Братьев Берри, прославившийся своими сумасшедшими движениями и свингом в напыщенном танце под песню Papa-De-Da-Da.


К началу 1940-х годов уже начался раскол между джазовыми танцорами, пришедшими из театров и танцевальных залов чёрной Америки, и танцорами более театрального, более стилизованного и менее спонтанного стиля, воплощённого танцевальной компанией Кэтрин Данхем [Katherine Dunham]. Именно из-за неё при упоминании о джазовых танцах многие люди сейчас первым делом представляют себе Боба Фоссе [Bob Fosse] и бесчисленные шоу Бродвея. К концe 1940-х годов многие факторы, основанные, в числе прочего, на сложности музыки Чарли Паркера [Charlie Parker] и Диззи Гиллеспи [Dizzy Gillespie], а также появление музыки, сейчас известной под названием ритм-н-блюз, уничтожили функциональную связь между джазом и танцем. 

Степистам Бэби Лоренсу [Baby Laurence] и Тедди Хейлу [Teddy Hale] удалось пережить тяжёлые времена и подстроиться под звуки нового джаза, но им так и не удалось найти столь широкую публику, какая была у их предшественников.


В 1980-х годах джазовый танец пережил второе рождение на Бродвее после выхода популярных шоу Ain't Misbehavin' и Black and Blue. Это прекрасно вписалось в так называемое возрождение свинга, произошедшее в 90-х годах, хотя в первую очередь изменения коснулись поверхностных элементов музыки; это также стало причиной возрождения танцев, напоминающих Линди и его варианты. Но отчуждение, возникшее в 1940-х годах между современным джазовым саундом и публикой, ждущей классических танцев, так и не было преодолено.


Стоит заметить, что до последнего времени все величашие джазовые музыканты переживали магическое соединение джаза и танца, и это отчётливо слышно в танцевальных ритмах, которые характеризуют их музыку. По мере того как музыка постепенно переходила из танцевальных залов, где она зародилась, на усложнённые территории залов концертных, одно из прекраснейших порождений джаза было утеряно.


Энергетический обмен между джаз-бэндом и танцорами, живущими грувом, было одним из величайших триумфов XX столетия. 



Автор: Лорен Шонберг [Loren Schoenberg], 
дирижер и саксофонист
Перевод: Анюта, 2011
Источник


#CatDanceStudio, #Танцы_Днепропетровск,  #свинг_Днепропетровск, #swingdance_Днепропетровск, #solojazz_Днепропетровск, #солоджаз_Днепропетровск, #чарльстон_Днепропетровск, #танцывстилесвинг_Днепропетровск, #танцевать_под_джаз, #jazz, #джаз, #джазовые_танцы, #африканская_культура, #Рэгтайм, #Торки_Трот, #Turkey_Trot, #Банни_Хаг, #Bunny_Hug, #КаслУок, #Castle_Walk, #Чарльстон, #Charleston, #Линди_Хоп, #Lindy_Hop

Коментарі

  1. В любом случае познавательно прочесть, но большая часть информации предназначена для того, чтобы "положить ее на полку", расположенную где-то в глубине нашего сознания и иметь возможность поднимать ее по кусочкам, по мере необходимости :)

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні дописи з цього блогу

История танца. ЧАРЛЬСТОН

Обувь, одежда для swingdance. В чем тренироваться.